Сегодня 16.05 День рождение Юрия Юлиановича Шевчука! Старому, доброму хиппану исполняется уже 59 лет! С днем рождения дядя Юра! Будь здоров и пусть тебя не сломают никакие трудности!!! Продолжай радовать нас своим искренним, честным, и глубоко любимым нами творчеством!!!
Ю́рий Юлиа́нович Шевчу́к (род. 16 мая 1957 года, Ягодное, Магаданская область, РСФСР, СССР) — советский и российский рок-музыкант, поэт, композитор, художник и продюсер, основатель, фронтмен и единственный бессменный участник группы ДДТ. Создатель и руководитель ТОО «Театр ДДТ». Народный артист Республики Башкортостан (2005).
Свои ранние песни Шевчук писал под влиянием отечественных бардов, в первую очередь Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и Александра Галича, а также русских поэтов Серебряного века — Осипа Мандельштама, Сергея Есенина и других. Шевчук продолжал развивать тематику песен Высоцкого, за что их до сих пор нередко сравнивают. Основной тематикой творчества Шевчука является гражданственно-патриотическая лирика, призыв к нравственному самосовершенствованию, отказу от насилия и преодолению ненависти, а также социальная сатира и протест.
Кино. Первые роли
Дебютом Юрия Шевчука в кино стала роль в фильме – концерте режиссера Петра Солдатенкова «Игра с неизвестными» с участием самой группы «ДДТ» и группы «Капитальный ремонт». В картине также снимались: Олег Митяев и Юрий Кукин, Александр Дольский, Тимур Бобровский и Игорь Панов.
Затем были съемки, в которых Юрий Шевчук выступил в основном, как вокалист и композитор: школьный фильм, молодежная драма «Публикация», киноленты — «Ночь длинных ножей», «Опыты гражданской войны», «Русский стандарт». Вообще, это время для певца было «урожайным»: группа «ДДТ» выпустила очередной альбом «Единочество часть 1», снялась в документальных фильмах: «Я получил эту роль» режиссера М. Мельниченко, потом «Рок» режиссера Александра Учителя, в «Игре с неизвестным» режиссера Петра Солдатенкова, и, конечно же, в запоминающейся ленте режиссера Е.Головни «Лимита».
В трагикомической мелодраме последнем фильме, снятом Валерием Приемыховым «Кто, если не мы» звучали песни Юрия Шевчука в его же исполнении. Кое-что, правда, автор ленты допридумал, перенес действие поближе к столице, попытался внимательнее вглядеться в лицо нового поколения. Главные роли сыграли: Артур Смольянинов, Женя Крайнов, Валерий Приемыхов, Ляна Ильницкая и Татьяна Яковенко.
Большие роли
В 1990 году режиссер Александр Бурцев предложил Шевчуку роль друга главного героя в Музыкальный мелодраме «Город», посвященной Саше Башлачеву. Молодой провинциальный художник-сюрреалист приезжает в Ленинград поступать в Академию художеств. В поисках единомышленников скитается по городу, знакомится с его странными обитателями.
И вот, наконец, главная роль! В том же 1990-м режиссер Сергей Сельянов пригласил Юрия Шевчука, вместе с его песнями, на главную роль в мистическую драму «Духов день». Герой фильма Иван Христофоров — творческая личность, которой еще с детства свойственны озарения. Его способность предчувствовать взрывы является метафорой, описывающей интуитивную связь страстной натуры Христофорова и окружающего мира.
Запомнились Юрию Шевчуку съемки в качестве вокалиста в антрепризе Александра Абдулова по мотивам одноименного либретто Юрия Энтина и Василия Ливанова «Бременские музыканты и Со» (2000). Римейк – сказка о бродячих артистах, о вечной, как мир, истории любви и дружбы, которая происходит вне конкретного времени, вне узнаваемого пространства и не знает ни границ, ни языковых барьеров. Фильм посвящен легендарному советскому мультипликационному поп мюзиклу 70-х годов «Бременские музыканты». Может поэтому, а может из-за дружбы, Александру Абдулову удалось привлечь в свой фильм таких актеров, как: Филипп Янковский и Олег Янковский, Михаил Пуговкин и Спартак Мишулин, Анастасия Вертинская и Александр Збруев.
В 2002 году в ленте Игоря Мозжухина «Вовочка» Юрий Шевчук сыграл «загулявшего» музыканта, который «Диогенову бочку» предпочел суете мира, а в 2007 — снялся в картине Григория Никулина «Антонина обернулась» в роли пациента психиатрической больницы Аркадия. Актер в этой роли органичен, тонок и естественен. Именно его герой упоминает библейскую притчу о Лоте, чья жена обернулась на горящие Содом и Гоммору. Обернулась и превратилась в соляной столп.
Так же Юрием Шевчуком были записаны песни к фильмам «Азазель», «Господа офицеры» и «Ледниковый период». А в телесериале «Земное и небесное», посвященном истории русской православной церкви, музыкант выступил как ведущий.
В местах боевых действий
В районе военных действий в Чечне Юрий Шевчук выступает с концертами для всех – и для федеральных войск, и для боевиков – одновременно. В Грозном был «Летний театр» – слева сидели наши, справа – боевики, а посередине толкалась детвора, которая за два года войны впервые повылезала из подвалов. Тот мир был необходим. И правильно сделали, что дали возможность тому правительству Чечни построить нормальное государство, и никто не виноват, что там ни чего не вышло.
Юрий Шевчук продолжает свои поездки в места боевых действий: поет для российских воинов и жителей Чечни и Таджикистана, Косова и Афганистана. Он награжден боевыми орденами и медалями.
Артист выступает не только со своей группой «ДДТ», но и с акустическими сольными концертами в жанре авторской песни.
Парадоксы жизни
Вообще, вся жизнь Юрия Шевчука, кажется, соткана из парадоксов. Он вообще-то никогда не любил рок-н-ролл, который ему казался примитивным, собачьим ремеслом. Когда-то молодой Шевчук носил волосы, как он выразился «до яиц», это был период, про который он спел в своей песне «У нас в деревне тоже были хиппаны». Его отловили в сквере шесть комсомольцев — оперотрядовцев со значками с портретом Дзержинского, и подожгли волосы. И те же самые типажи, что некогда мочили Юрку Шевчука, потом будут приходить во дворцы спорта на концерты Юрия Юлиановича и орать пьяными голосами: «Юра, давай!»
На одном из рок-фестивалей в начале 90-х сорвался концерт — дефицитная в те времена аппаратура «ушла» на концерт «Любэ», проходивший неподалеку. Кто платит, тот и выступает. Шевчук публично со сцены покрыл позором «поганую попсу». Рок-общественность была возмущена. Правда, тогда на рок-фестиваль явился сам Николай Расторгуев. Принес извинения за то, что «так получилось», и под конец растрогал всех присутствовавших классным исполнением битловской Come Together.
Жизнь несправедлива. И особенно в деле распределения таланта и успеха. Шевчук отчаянно борется за правду, демонстрируя бескомпромиссность и упертость пророка-диссидента. Ему кажется, что если все делать правильно, то получится Настоящее. Может быть. Но только не в искусстве. Здесь торжествует неправильное и алогичное. Гением может быть подонок, конформист, аморальный тип, развратник, убийца, завзятый игрок.
По нраву простота
Юрию Шевчуку с его бого — и правдоискательством истинно лишь то, что просто и ясно. Как говорят его близкие друзья, он любит ездить на всевозможные войны именно потому, что там все ясно — здесь свои, там враги. Должно быть, потому же музыкант и любит подраться. О его пьяных побоищах с Кинчевым ходят легенды. Еще он обещал набить морду Николаю Фоменко, правда, уж и не помнит, за что, потому и не собрался.
Шевчук, несмотря на всю его популярность, в душе так и остался изгоем, одиночкой, бойцовой собакой. Просто так устроена жизнь. В каком-то смысле, это и есть истинный рок-н-ролл. Пусть подражание группе Nine Inch Nails в исполнении «ДДТ» звучит убого и нелепо. Но отпевал русских солдат ночью на окраине Моздока именно он, Юрий Шевчук, и никто другой. Никто. Ни рок — звезды, ни генералы, ни священники. Почему же из всех русских рокеров, этих записных борцов за правду, в Чечне тогда оказался один Шевчук? Они, наверное, не видят никакого смысла в посещении передовой. Наверное, борьба за правду рано или поздно превращается в схватку с ветряными мельницами. Благородную и бессмысленную. А народ поет творение Игоря Матвиенко «Батяня комбат», гимн воюющей в Чечне армии. Надо ли говорить о том, что Николай Расторгуев никогда не был на передовой?
В одном из произведений Андрея Платонова есть персонаж — деревенский мужик-правдоискатель, испытатель Вселенной, который, желая узнать, что находится на дне озера, пошел с берега в воду пешком по дну. Утонул. Однако есть в этом что-то истинно русское. Это все, что останется после него. В последнюю осень.